Глава 2-я (Гора рождает мышь).
Получаем AVS-файл в GordianKnot'е


Наша цель здесь - всего лишь определить размер чёрных полей, которые нужно обрезать, а также итоговый размер кадра. Эти числа будут сохранены в текстовом файле с расширением AVS, который потом можно отредактировать по вкусу.

2.1 Итак, запускаем GordianKnot.
При первом запуске нужно будет выбрать язык и открыть закладку Program Paths:

Рис. 5
Теперь нажмите (1) Locate и укажите папку C:\Video\AviSynth. После этого проверьте, что все пути к установленным программам такие, как указано на рис. 5.


2.2 Открываем закладку (1) Resolution.
Нажимаем (2) Open. Открываем наш D2V-файл.

Рис. 6

Рис. 7

При первом запуске нужно в окне (рис. 7) поставить в меню View -> Resized

2.2 Переключаем (3) на 1:1 (чтобы увидеть картинку как она есть на ДВД).
Выставляем (8) W-Modul 4, а (9) ширину кадра 720.
Ставим crop - disable (4), потом сразу pixel (5).

Используя движок (13), проверяем качество картинки. Возможно, что картинка будет вытянута по высоте. Это мы исправим в п. 2.5.

2.3 Если у вас NTSC ДВД, то многие кадры будут выглядеть чересстрочными (при движении объекты иногда двоятся, и появляются дефекты вроде расчёски, как на рис. 11). С этим мы разберёмся позднее (в п. 3.5).
Если у вас PAL ДВД, и кадры выглядят чересстрочными как на рис. 10, и у вас в п. 1.5 сохранился файл MY_MOVIE.D2V.BAD, то есть шанс быстро получить прогрессивную картинку: нужно закрыть (2) текущий D2V-файл, переименовать его в MY_MOVIE.D2V.bak, а файл MY_MOVIE.D2V.BAD переименовать в MY_MOVIE.D2V. После этого надо открыть этот файл кнопкой (2) Open.


2.4 Теперь находим достаточно яркую сцену и увеличиваем значения (7) так, чтобы убрать полностью чёрные края.
Наш основной приоритет - максимально полно сохранить картинку, так? Значит стараемся не отрезать лишнее.
Однако тут нужно учитывать следующие требования:
а) Левое и правое значение должны быть чётными и в сумме делиться на 4.
б) Верхнее и нижнее значение могут быть нечётными, но в сумме должны делиться на 2.
К сожалению GordianKnot не позволяет выбрать нечётные значения. Поэтому, если вам очень хочется, чтобы верхний или нижний край были обрезан на нечётное число пикселей, то придётся пока поставить чётное число, которое мы сможем исправить в п. 3.3.
Выставляем ширину кадра (9) такой же как (6), чтобы картинка не масштабировалась по ширине (сохраняем качество).
Двигаем движок (13) по всему фильму и проверяем правильность подобранных значений. Если размер чёрных полей меняется по всему фильму, то нужно определиться что важнее - отрезать лишнее или оставить небольшие чёрные поля в некоторых эпизодах. Я обычно выбираю второй вариант. Возможен и третий вариант - подобрать отрезаемый размер по-разному для разных частей фильма (см. п. 3.9).

2.5 Теперь нужно переключить (3) на 4:3 или на 16:9, так чтобы пропорции на картинке выглядели естественными (не вытянутыми). Очень помогают круглые объекты вроде настенных часов, колёс автомобилей, и т. п.

2.6 Обратите внимание на (12): W-Zoom должно быть 100%, а H-Zoom в районе 65-95%. (Для NTSC дисков H-zoom может быть больше 100%, если вам пришлось переключить (3) на 16:9.)
Это значит, что по высоте нам придётся масштабировать (уменьшать), чтобы восстановить правильную пропорцию изображения. Например, для PAL ДВД из ~570 строк мы оставляем ~528, что вполне терпимо. Если же вы выбрали пропорцию 16:9, то тогда сжатие по высоте сделает из ~490 строк ~330, что уже нежелательно, поскольку будут утеряны мелкие детали (если, конечно, они там были). В таком случае имеет смысл отказаться от масштабирования вообще, то есть оставить формат кадра анаморфным (как на ДВД), а масштабировать кадр уже при проигрывании с помощью плеера или телевизора.
Ставим H-Modul (10) на 4, 8 или 16, так чтобы Aspect Error (11) было больше нуля, но меньше 1.5%.
Число больше нуля означает, что отклонение от идеальных пропорций будет в сторону вытянутости по высоте. Это просто вопрос личных предпочтений.
Вообще-то считается, что W-Modul и H-Modul желательно ставить на 16, поскольку это облегчает задачу кодеку. Но я придерживаюсь принципа, что нам надо сохранить картинку без потерь, а кодек пусть поработает ради этой цели.


2.7 Теперь нажимаем кнопку (14) Save & Encode.

2.8 В новом окне выбираем способ масштабирования (1):

Рис. 8

Lanczos - сохраняет максимум деталей, но обостряет все шумы и потребует
большего битрейта (больший размер конечного AVI-файла)
Sharp Bicubic
Neutral Bicubic - оптимальный режим
Soft Bicubic
Bilinear - делает картинку более "мягкой", но может сэкономить ~15% битрейта.
Simple - крайне не рекомендуется.

2.9 Остальные настройки ставим как на картинке и нажимаем кнопку (2) Save.
Сохраняем AVS-файл, например MY_MOVIE.AVS



--------------------
Есть сервер: 150Гб, трафик неограничен. 3.5$ в месяц на один год.





Далее: Глава 3.   Чёрт знает что.