По многочисленным просьбам наших форумчан, ну и чтобы накопленные знания не пропали даром wink2.gif - решил я сформулировать (коротенько так, минут на 40 wink2.gif) основные шаги, которые позволят вам сделать, как правило, очень неплохой ДВД рип.

______________________________

Хочу сказать огромное спасибо и выразить искреннюю признательность Ingula - как источнику неугасаемого вдохновения chveti.gif - за неустанное тестирование этого руководства, а также за стремление сделать его доступным для неискушённого читателя и просто приятным для чтения на сон грядущий...
______________________________

Но вернёмся к делу.
Чтобы предвосхитить многие вопросы, сообщаю:
1) В этом руководстве не написано, как переносить файлы с ДВД-диска на компьютер (об этом читаем тут).
2) Также здесь не описывается метод очистки видео от дефектов старой плёнки (то есть реставрация), поскольку фильтр для этой цели - небесплатный. А взламывать этот фильтр я не вижу необходимости, поскольку его автором является ваш покорный слуга. smail.gif
3) Наконец, здесь не написано, как обрабатывать звук и очищать его от шумов, но написано как конвертировать AC3 звук в MP3.

Что же из полезного здесь написано?
1) Как очистить видео от зерна плёнки.
2) Как обходиться с дефектами интерлейсинга (чересстрочное изображение).
3) Как восстанавливать правильные цвета и контраст.
4) Как правильно настроить Xvid кодек для лучшего сохранения ДВД качества.

При перепечатке приведённых ниже материалов ссылка на fenixclub.com обязательна.
(c) Konstantin Khlopenkov, 2007
_________________________________________


Ответы на часто задаваемые вопросы


1. Зачем делать в GordianKnot, если AutoGordianKnot гораздо удобнее?
Основное заблуждение состоит в том, что качество достигается благодаря GordianKnot'у.
GordianKnot нужен лишь для получения 6 чисел (размер обрезаемых полей и итоговый размер кадра).
Основное преимущество описанного метода - в применении фильтров AviSynth'а для очистки зерна плёнки, коррекции цветов, улучшения яркости и контраста, де-интерлейсинга, а также в правильной настройке Xvid-кодека.

2. Почему в настройках Xvid-кодека (п.6.11) вы не задаёте желаемый битрейт (или размер файла)?
или Почему битрейт в моём рипе получается больше, чем я задаю?
Потому что, если пытаться контролировать битрейт, то это значит игнорировать итоговый уровень качества. А наш приоритет: сохранение качества материала, которое было на ДВД, не придавая большого значения размеру получаемого файла.
Поэтому в настройках Xvid можно ставить любое число для битрейта. А размер файла получится таким, чтобы выполнить главное условие нашего режима кодирования - с постоянным (и максимальным) качеством: Q=2 на рис. 28.
Не надо экономить на размере файла! Скорости интернета растут, болванки дешевеют - так какой смысл экономить? Ведь потом (с покупкой хорошего телевизора wink2.gif) появится непреодолимое желание переделывать свои старые рипы...

3. Как всё-таки уменьшить размер рипа?
Вот несколько способов:
1) Поставить Audio Interleaving = 10 или даже 20 (п. 6.9, рис. 30) (это сэкономит ~2Мб на час фильма и никак не скажется на качестве).
2) Поставить Resize filter не Bicubic, а Bilinear (п. 2.8, рис. 8). (Может сэкономить 3-5% от размера файла, практически незаметно уменьшит чёткость картинки).
3) Поставить thsad = 600 (п. 3.6.4) (лучше не использовать, если в фильме много затемнённых сцен).
4) Поставить Quantization type не MPEG, а H.263 (п. 6.4, рис. 25). (Может сэкономить ~5% битрейта за счёт небольшого уменьшения чёткости картинки - разумеется, если она там была изначально).
5) Поставить Quantizer = 3 во всех строках на рис. 28 (п. 6.8). (Чем выше квантайзер, тем заметнее будут квадратики (блоки-дефекты компрессии). Каждое увеличение квантайзера на единицу экономит 20-40% битрейта).
6) Можно ещё поставить Max consecutive BVOPs = 3 (п. 6.4, рис. 25) - тоже может сэкономить 5-10% битрейта, но тут я не уверен насчёт совместимости с железными плеерами.

4. Можно ли сделать рип с заданным битрейтом?
Да. Для этого нужно, чтобы в настройках на рис. 28 стояли вот такие числа (сверху вниз): 2 31 2 31 2 31. После этого в п. 6.11 нужно выбрать (2) Two pass - 2nd pass и чуть ниже указать желаемый битрейт (или размер файла).
Для вычисления битрейта можно использовать встроенный калькулятор Xvid'а (там же) или GodianKnot, закладка Bitrate.

5. Я хочу сделать рип небольшого размера, но с высоким качеством. Что для этого нужно?
Нужны две вещи:
1) Исходное видео должно быть высокого качества (то есть не TV захват, не VHS, и не рип из осла сомнительного происхождения).
2) Нужно очистить видео от мелкого шума вроде зерна плёнки (об этом написано в главе 3).

6. Я сделал рип другой программой, быстрее и проще, и картинка выглядит ничем не хуже.
Поверьте мне, разница есть! yes.gif Если не очищать видео от шума, то закодировать в разумный размер AVI-файла можно, только используя больший квантайзер (Q=4, Q=5 и т.д.). При этом однозначно уменьшается количество мелких деталей с низким контрастом: например, шероховатости на стенах, текстура кожи на лицах, и т.п. Если есть сцены с дождём или с волнами на воде, то там это будет просто очевидно: на изображении будет каша из квадратиков.
Разница между "ничем не хуже" рипом и тем, где стоит Q=2 - в деталях размером 1-2 пикселя. Она заметна или на большом телевизоре (>30"), или на компьютерном мониторе, с расстояния 30-40 см.
Именно поэтому я стараюсь делать так, чтобы когда-нибудь потом не появилось снова желание "обновлять рипы". Для очень многих фильмов, снятых где-то до 90-го года, вряд ли мы увидим дальнейшего улучшения качества оцифровки (по сравнению с ДВД). То есть HDTV и Blu-Ray, например, уже не прибавят качества, хотя бы потому, что всё ограничивается невысоким качеством киноплёнки тех лет.
Так что если в рипе сохраняется хотя бы качество ДВД, то это хорошая гарантия, что его будет (скажем так) непротивно смотреть и лет через 5-7.

7. Где можно почитать о языке скрипта для AviSynth?
http://www.avisynth.org.ru/docs/russian/index.htm

8. Как ускорить обработку видео?
Сам VirtualDub практически не тормозит обработку. Основную нагрузку дают фильтры (MVAnalyze, MVDegrain, AlparyDeinterlace, и т.п.), значительно меньше - кодек (при этом HuffYUV примерно в 4-5 раз быстрее чем Xvid), ещё меньше - AviSynth и практически никакой нагрузки - от самого VirtualDub.
Поскольку рип мы делаем для долгого пользования wink2.gif, то я не советую жертвовать качеством обработки ради экономии лишнего часа. Если вы всё же настаиваете на ускорении обработки, то в п.3.6.1 перечислены возможные опции для более быстрого фильтрования.

9. Зачем делать гигантский промежуточный AVI-файл, нельзя ли всё сделать за один проход?
Иногда бывает, что полученный рип оказывается с неприлично большим битрейтом, почти как на ДВД. В таком случае имеет смысл поставить Q=3 (то есть понизить битрейт) хотя бы в отдельных сценах, требующих слишком высокого битрейта. Это могут быть сцены с волнами на воде, или взрывы, или пламя крупным планом... То есть иногда не удаётся с первого раза подобрать оптимальные параметры Xvid'а.
И тут может пригодиться тот гигантский AVI файл (который HuffYUV). С ним повторное кодирование занимает всего час-полтора. А если этот файл отсутствует, то придётся тратить ещё сутки на повторное фильтрование.

10. Зачем в VirtualDub ставить Fast Recompress, может лучше Full Processing?
Full processing означает, что VirtualDub берёт видео из декодера, конвертирует цветовой формат из YUY2 (или YV12, и т.п.) в RGB, потом пропускает видео через цепочку своих фильтров (если они есть), потом конвертирует обратно в YUY2, и наконец отдаёт результат кодеку. (Примечание: новые версии VirtualDub позволяют фильтрам работать прямо в YUY2 формате)
Fast recompress означает, что декодированное видео передаётся кодеку напрямую, то есть без конверсии цветового формата и минуя фильтры.
Если мы открываем AVS файл, то все фильтры работают в YUY2 формате, и только после этого результат передаётся Дубу (которому кажется, что это только что декодированное видео). В итоге Full processing уже попросту не нужен.

11. У меня есть рип невысокого качества (шум, низкая контрастность, некоторая нерезкость). Можно ли его улучшить вашим методом?
Ещё раз подчеркну, что никаких чудес мой метод не предлагает: им можно отделить шум от высококачественного материала. Это означает, что битрейт в исходном материале должен быть очень высок - чтобы вместить в себя и качество, и шум. Поэтому не надо пытаться чистить обычные рипы от зерна плёнки и шумов - их там попросту нет: при низком битрейте MPEG-4 просто выкидывает все высокочастотные шумы (вместе с деталями изображения, разумеется). Однако можно сгладить блоки-дефекты компрессии, если они сильно заметны глазом. Для этого нужно просто включить пост-процессинг в DivX декодере и потом открывать AVI-файл в AVS-скрипте командой DirectShowSource("ИмяФайла").
Как правило, можно улучшить цвета и контраст.
"Нерезкость" вылечить невозможно. Но можно искусственно обострить все контуры (фильтр sharpen) и визуально будет впечатление, что резкость улучшилась. Но нужно иметь в виду, что после такого sharpening'а кодеку потребуется больший битрейт. И, кстати, после улучшения контраста и цветов - тоже. И вообще, если просто перекодировать, без фильтров, - то нужно делать битрейт на 20-30% выше, чтобы не сильно портить качество пережатием.

12. Когда я открываю AVS-файл в VirtualDub'е, то получаю такую ошибку:
Цитата
Avisynth open failure:
Script error: there is no function named "mpeg2source"

Это сообщение означает, что Avisynth не может найти модуль DGDecode.dll.
Есть два решения:
1) В каждом своём скрипте первой вписывать строку:
LoadPlugin("Полный путь\DGDecode.dll")
2) Положить DGDecode.dll в папку plugins, где был установлен Avisynth. Чтоб проверить, какую папку AviSynth считает своей родной, зайдите в реестр (Start->Run->наберите REGEDIT и нажмите OK)
Слева откройте HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\AviSynth
Справа будут написаны 2 поля. Желательно поменять оба поля, чтобы путь там был как в инструкции:
(Default)REG_SZC:\Video\AviSynth
plugindir2 _5REG_SZC:\Video\AviSynth\plugins
Эти поля можно исправить автоматически, если вы скачаете и запустите REG-файл, прикреплённый в конце поста №2.

13. У меня в ДВД (NTSC) частота кадров 29.97 fps, а в рипе получилось 23.976.
Всё правильно, так и должно быть. Фильм снимался на плёнку в 24 fps, потом из него сделали NTSC ДВД путём так называемой telecine-конверсии. При этом, грубо говоря, дублируют каждый 5-й кадр (если точнее, то дублируют каждое 5-е поле-полукадр). Поэтому из 24 fps получается 30. (С одной тысячной там отдельная история, лучше почитать в Википедии...) При этом картинка становится чересстрочной, то есть появляется "расчёска" по краям контрастных объектов.
Когда мы делаем рип - у нас задача обратная, то есть восстановить прогрессивное изображение из чересстрочного видеоматериала, что есть на ДВД. эта обратная задача называется InVerse TeleCine конвертирование (IVTC) (см. п.3.5.3).
Если короче: фильм = 24 fps --(telecine)--> NTSC ДВД = 29.97 fps --(IVTC)--> рип = 23.976 fps
Таким образом, если видео было фильмом в оригинале (а не ТВ-шоу и не съёмка домашней камерой) то 29.97 нужно обязательно конвертировать в 23.796. Для PAL дисков это не так актуально - подавляющее большинство ДВД уже с прогрессивной картинкой, то есть лечить "расчёску" обычно не требуется.

14. Нет ли какой-нибудь программы, позволяющей сделать всё проще, быстрее, качественнее?
Нужно понимать, что понятия "проще" и "качественнее" - не всегда совместимые.
Ни одна программа не сделает правильную коррекцию контраста и цветов простым нажатием пары кнопок. Всегда приходится контролировать результат визуально и подбирать параметры вручную. То же самое касается интерлейсинга или чистки дефектов плёнки. Если хочется полного контроля над процессом, то нужны дополнительные усилия.

15. Зачем делать рипы с неправильными пропорциями (анаморф)?
Это актуально для широкоформатных фильмов (аспект 2.35:1). На таких ДВД размер кадра оригинальной картинки - примерно 720х440 (то есть она уже вытянута по высоте).
Чтобы в рипе сделать правильную пропорцию, мы не можем растянуть кадр по ширине, поскольку большинство железных плееров не проигрывают AVI с шириной кадра больше 720. То есть придётся уменьшить картинку по высоте с 440 до 304. Однако при этом строк становится в полтора раза меньше, и, естественно, снижается чёткость картинки.
Поэтому имеет смысл отказаться от масштабирования вообще (и тем самым сохранить чёткость исходной картинки), но надеяться на то, что во время проигрывания плеер или телевизор сможет растянуть картинку по ширине (как это происходит при проигрывании обычных ДВД). Для этого можно указать в настройках Xvid-кодека, какой должен быть аспект кадра при проигрывании. Кроме того, многие современные телевизоры позволяют вручную изменить пропорции изображения при проигрывании.


--------------------
Есть сервер: 150Гб, трафик неограничен. 3.5$ в месяц на один год.





Далее: Глава 0.